22 июня Аукционный дом «Литфонд» проведет торги в Санкт-Петербурге, представив редкие книги, автографы, фотографии и уникальные историко-культурные раритеты, включая пять неопубликованных писем академика Николая Ивановича Пирогова, которые выставлены за 900 000 рублей.
Участников аукциона ожидают чрезвычайно ценные лоты, часть из которых связаны с городом на Неве. Хотя и необязательно – как, заявленная в первой сессии редкость музейного уровня – печатный памятник второй половины XVII века «Псевдо-Василий I, император Византии. Тестамент к сыну своему Льву Философу», оцененный на старте в 800 000 рублей. Также в первой части торгов выставлены коллекция из 30 книг Михаила Зощенко, изданных при жизни автора и после, а также последнее и наиболее полное прижизненное издание Ивана Тургенева – по стартовым ставкам до 100 000 рублей.
Во второй сессии аукциона участников ожидают такие ценные работы, как, например, рисунок «Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге» Карла Кольмана начала XIX века, выставленный за 180 000 рублей, а также отлитая с оригинала XIX века из коллекции Государственного Эрмитажа ваза «Лунная ночь на Неве» за 75 000 рублей и другие раритеты.
К незаурядным лотам предстоящего аукциона относятся пять собственноручных неопубликованных писем выдающегося русского хирурга, профессора Николая Пирогова, а также его рисунки и рукописи стихотворений, датируемые периодом 1828-1830 гг.
В подборку вошли пять писем, адресованных академиком своему крестному отцу и крупному московскому фабриканту Семену Лукутину (Санкт-Петербург, 1828-1830 гг.), два рисунка, на одном из которых последний изображен тушью в профиль, а на другом - профиль его дочери и предмет платонической любви Николая Пирогова – Натальи Лукутиной (1829 г.). Также в архив вошли акростих и страница с фрагментом стихотворения, автографами и пробами пера академика (1829 г.).
Список материалов обладает ценностью музейного уровня и отражает важный этап биографии величайшего русского доктора Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 гг.), а именно – время его обучения в Профессорском институте в Дерпте (сегодня город Тарту). После окончания медицинского отделения московского университета Пирогов в числе лучших выпускников курса был рекомендован к зачислению в Профессорский институт — учебное заведение, созданное для подготовки преподавателей высшей школы. С самого своего отъезда из Москвы и на протяжении пяти лет жизни в Дерпте Пирогов вел регулярную переписку со своим крестным отцом, купцом 1-й гильдии и общественным деятелем Семеном Лукутиным, к которому был с детства очень привязан: «Любезный батюшка Семен Андреевич. Я так буду называть вас — сердце мое, исполненное к вам безмолвной благодарностью, заставляет меня произносить это священное имя...».
Известно, что Пирогов был влюблен в одну из дочерей Лукутина, Наталью Семеновну, а в одном из его писем содержится адресованное ей поздравление с днем ангела: «...Я не знаю, чего мне желать ей — пожелаю от искреннего сердца — исполнения намерений, это, кажется, лучше всего; да ниспошлет Небо ей всевозможного счастья, да проведет день сей в весельи, припоминая странствующего Медика...». Первоначальная ставка за раритетный архив Пирогова составляет 900 000 рублей.
Еще одна редкость музейного уровня, которую ценители увидят 22 июня в «Литфонде», это «Лекции о работе главных пищеварительных желез» И.П. Павлова (Санкт-Петербург, Типография Министерства путей сообщения, 1897 г.).
В 1904 году выдающийся физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов (1849-1936 гг.) стал первым российским ученым, удостоенным Нобелевской премии. Награда присуждена Павлову за многолетние исследования механизмов пищеварения, которые позволили кардинально преобразовать эту область физиологии. Впервые научные труды Павлова, за что он получил Нобелевскую премию, были собраны в одну книгу и опубликованы в 1897 году. Этому предшествовали десять лет его работы в команде с другими учеными в Институте экспериментальной медицины и в Военно-медицинской академии.
Издание представляет историко-культурную ценность и является большой редкостью. Его продажи на аукционе Christie’s в 2013 году составили 8 750 фунтов стерлингов – это почти миллион рублей. Начальная ставка за уникальный раритет Нобелевского лауреата в «Литфонде» назначена 220 000 рублей.
Коллекционной ценностью музейного уровня обладает также русский старопечатный памятник «Псевдо-Василий I, император Византии. Тестамент к сыну своему Льву Философу» (Москва, Печатный Двор, 1661-1663 гг.). На первой странице содержится экслибрис известных библиофилов «К. и Р. Твильховские» с подписью: «1973 г. Великая редкость сия книга».
Ни одного экземпляра с выходными данными этого издания не сохранилось. Впервые «Тестамент» был напечатан параллельно на двух языках – церковно-славянском и украинском, в Остроге, в сборнике священника Дамиана (1607 г.). Следующим издателем текста стал выдающийся белорусский печатник и просветитель Спиридон Соболь (1580/1590-1645 гг.), напечатавший «Тестамент» в местечке Буйничи под Могилевом (в 1638 г.).
По примеру острожского издания «Тестамент» Соболя стал не отдельной книгой, а составной частью сборника, в который включен целый ряд добавлений, в их числе – раздел «Типографом избранное» (комментарии самого Соболя на историю императора Василия и его сына Льва), «О вере» Геннадия Константинопольского, слово Иоанна Златоуста «О том, что всуе мятется человек», а также отдельные места из Нового Завета.
Выставленный на аукцион экземпляр «Тестамента» относится к первому московскому изданию, напечатанному в 1661-1663 гг. К этому времени при патриархах Иосифе и Никоне был издан целый ряд книг, отвечающих замыслам Спиридона Соболя, и «Тестамент» (без каких-либо добавлений, кроме комментария Соболя) занял свое законное место в этом списке. Важность этого текста для воспитания юношества осознавал и Симеон Полоцкий — «Тестамент» стал одной из шести книг, изданных в основанной белорусским книжником в Кремле Верхней Типографии.
Экземпляр выставлен по стартовой ставке 800 000 рублей.
Более, чем в четверть миллиона оценили коллекционеры выставленный на торги архив черновых записей будетлянских текстов и рисунков Алексея Крученых к изданию сборника «Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачек» (1919 г.).
Черновики включают пять исписанных тетрадных листов, один большой лист записей на плотной бумаге и девять отдельных листов с разного рода записями. Помимо того, в архив вошли семь портретов, из них один карандашный, и четыре листа рисунков.
Среди представленных черновиков - много неопубликованных будетлянских опусов Крученых, например, такие: «На куче навозной / глухой востроносый / капошится слезливый старик / и молящихся пенье / и пот и куренье / его славословят...». На обертке одной из бумаг надпись: «Часть, основное взял Парнис...».
Авангардисты Алексей Крученых, Игорь Терентьев и Илья Зданевич в 1917 году организуют в Тифлисе «футуристический университет» под названием «41°». Литературная студия «Фантастический кабачок» была главной трибуной для их выступлений. После нескольких сборников группы «41°» и появляется издание, посвященное Софии Георгиевне Мельниковой — музе Зданевича, актрисе Тифлисского театра миниатюр, которая изображена на всех портретах и рисунках, входящих в выставленный в «Литфонде» архив.
Сборник сам по себе имеет литературоведческую ценность, а подготовительный материал к нему поистине уникален. На торги представлен из собрания советского кинорежиссера и знаменитого коллекционера Соломона Шустера (1934-1995 гг.). Стартовая цена назначена 300 000 рублей.
Большой удачей для коллекционеров станет коллекция из 25 прижизненных и посмертных изданий (в 30 книгах) сочинений Михаила Зощенко с изданием постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» (1946 г.) и монографией Мариэтты Чудаковой о творчестве писателя (1926-1979 гг.). Так, в подборку вошли юмористические рассказы «Обезьяний язык» (Москва, Огонек, 1927 г.) и «Царские сапоги» (Рига, Литература, 1927 г.), рассказы «Дни нашей жизни» (Рига, Грамату драугс, 1929 г.), «Рассказы. Фельетоны. Комедии: неизданные произведения» (Москва; Ленинград, Советский писатель. 1962 г.), «Исповедь» (Москва, Госполитиздат, 1965 г.) и другие. Стартовая цена за всю коллекцию 60 000 рублей.
Интересно заявленное на торги последнее и наиболее полное прижизненное собрание Ивана Тургенева «Сочинения» в 10 томах (Москва, Изд. кн. маг. наследников братьев Салаевых; Тип. Э. Лисснера и Ю. Роман, 1880 г.).
Известно, что это последнее прижизненное собрание сочинений и первое в десяти томах было подготовлено к печати другом и большим поклонником творчества Тургенева, Федором Салаевым (1826-1879 гг.), а опубликовано уже его наследниками в 1880 году.
Неожиданный сюрприз для участников торгов – фотография 43-го президента США Джорджа Буша-младшего с автографом. К снимку прилагается приглашение и билет на его вторую инаугурацию, прошедшую 20 января 2005 года.
Прилагается сертификат подлинности ASFA (Autograph Authentication Service), заверенный президентом компании Стивеном Файнсом и экспертом Мигелем Лопезом (от 2 января 2021 года). Раритетный снимок с автографом выставлен за 100 000 рублей.
Коллекционеров порадует возможность приобрести собственноручное письмо Николая Георгиевича Принца Греческого и Датского к императору Николаю II на английском языке (Павловск, 1916 г.), оформленное на маркированной бумаге верже, вложенной в конверт Павловского дворца с надписью «Ставка».
В письме речь идет о «Тино» — так в семье называли старшего брата Николая Георгиевича Константина I Короля Греческого. Принц Греческий и Датский Николай (1872-1938 гг.) или по-иному «Греческий Никки», принадлежащий к Дому Глюксбергов, третий сын короля Греции Георга I и его жены Ольги Константиновны, который был сильно связан с Домом Романовых. Константин сочувствовал Германии и выступил против участия Греции в первой мировой войне (1914-1918 гг. на стороне Антанты. Стартовая ставка за историческое письмо назначена 80 000 рублей.
Другая редкость музейного уровня – супрематическая схема «Показ поэзии будетлянской», выполненная тушью на бумаге талантливой художницей Брониславой Корвин-Каменской (Симферополь, 1922 г.). Автор была женой поэта-футуриста Тихона Чурилина. Ее работы можно пересчитать по пальцам, они чрезвычайно редко появляются на антикварном рынке и потому особенно ценны. Первоначальная ставка за супрематический рисунок указана 100 000 рублей.
Среди топ-лотов внимания также заслуживает каталог из 254 высококачественных цветных фоторепродукций «Китайский фарфор и полудрагоценные камни» (Лондон, B Quaritch, 1911 г.) в 2-х томах, на английском языке. Книга выпущена британским торговцем антиквариатом Эдгаром Горером, который был одним из самых успешных торговцев китайскими произведениями искусства в начале XX века. Подобный экземпляр был продан на «Christie`s» в 2012 году за $ 40 000. Стартовая цена на предстоящих торгах в «Литфонде» 120 000 рублей.
Во второй сессии также заявлены редкости музейного уровня. Одной из них, например, является работа Карла Кольмана «Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге» (бумага, акварель, 1826 г.). Слева под изображением имеется подпись художника: «Kollman. St Petersbourg 1826». Внизу по центру: «Lustschloss des Kaisers von Russland ohnweit Petersburg (Дворец развлечений русского царя в окрестностях Петербурга)».
На полотне изображен знаменитый Каменностровский дворец, являвшийся загородной резиденцией императора Александра I, а после его смерти перешедший во владение великого князя Михаила Павловича. Акварель написана на бумаге с водяным знаком «JWhatman 1825». Веленевая бумага Джеймса Ватмана в то время считалась лучшей в мире и наиболее подходящей для произведений искусства.
Живописец-акварелист Карл Кольман (1786-1846 гг.) получил художественное образование в Мюнхене и приехал в Россию, где работал его дядя, гравер Игнац Клаубер. Кольман работал преимущественно как акварелист и литограф. Особенно ценятся его акварели с изображением «русских типов» и сцен русской жизни. Создавал литографии для альбомов, издаваемых Адольфом Плюшаром в 1820-х годах. Обращался к гравюре на меди. Произведения Кольмана находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Лидирующая ставка за его Каменностровский дворец 180 000 рублей.
Другой уникальный экземпляр, привлекающий внимание во второй сессии, это фарфоровая ваза кратерной формы «Лунная ночь на Неве» (Россия, ИФЗ, начало 2000-х гг.) ручной отливки с оригинала XIX века из коллекции Государственного Эрмитажа. Автором ручной надглазурной росписи красками и золотом росписи указан Юрий Петров. А вот автором формы стал архитектор Алексей Воронихин (1788-1846 гг.), который с 1815 года работал на Императорском фарфоровом заводе. К слову, помимо «кратерной», он же придумал форму вазы «ампирная». Лидирующая ставка за его «Лунную ночь на Неве» составляет 75 000 рублей.