Социальное предпринимательство – бизнес или призвание

На протяжении уже нескольких лет набирает обороты социальное предпринимательство в России.

Как бизнес, социальное предпринимательство достаточно рискованное направление, требующее не только крепкой идеи, но и слаженной команды, жизнеспособного плана, ведь, как и в любом виде бизнеса, тут кроется не благотворительность, а именно бизнес.

Как раз в этом раздвоенном восприятии кроется основная проблема. Сам социальный предприниматель решает социальные задачи, обеспечивая собственными силами и своей детальностью финансовый поток, а в глазах государства – это бизнес и ничего более. То есть со стороны государства помощи для социальных предпринимателей весьма не много, хотя польза для обществ в виде определенных категорий граждан – весьма существенная.

Знакомимся с социальным предпринимателем – Миклашевич Светлана, международным экспертом программ развития ООН по индивидуальном подбору технических средств для лиц с инвалидностью, управляющая сети социальных магазинов «Линия комфорта» в Санкт-Петербурге.

Казалось бы, очевидная функция государства – забота о людях с инвалидностью или ограниченно мобильными. Не то что в каждом городе, в каждом районе, ест социальный отдел, который этим занимается. Но на примере Санкт-Петербурга и деятельностью компании «Линия комфорта» можно увидеть всю очевидную нерасторопность государственной системы.

Люди, обращаясь в отделы социальной защиты чаще всего сталкиваются если не с безразличием, то с полным отсутствием мотивации сотрудников выполнять свои прямые обязанности. Ведь весьма сложно здоровому человеку понять те трудности, с которыми сталкиваются на каждом шагу маломобильные граждане.

А уж с подбором технических средств или средств реабилитации для пациентов, на пример, с инсультом или временно ограниченными в движении в связи с травмами или заболеваниями, в принципе для граждан все сложно и не понятно. Покупать дорогостоящие технические средства типа колясок, смысла особого нет, если ограничения движения временные, их проще взять в аренду в «Линии комфорта».

Еще сложнее, когда нужно подобрать элементарную палочку для ходьбы или ходунки, с учетом роста, веса и заболевания человека. Казалось бы, ну тросточка, выбирай по цвету и материалу. Но, на самом деле, даже в тросточках существует несколько десятков особенностей, про которые социальные работники должны знать, но обычно не то что не говорят, а элементарно не знают, в силу отсутствия компетенции в этом вопросе.

Для кого-то доехать до отдела – уже проблема. Для других вообще не понятно, что именно социальные работники должны делать в их ситуации, как, в прочем, и для самих работников. Есть формальные инструкции, весьма в общих чертах регламентирующих деятельность социальных работников, но на практике – все сводится к частной инициативе. Ведь, как и любому делу, социальной работе нужно учиться, причем не формально, а с практической точки зрения.

Как раз Светлана Миклашевич и ее команда занимаются организацией специальных курсов, образовательных семинаров (в том числе получением он-лайн и удостоверением государственного образца по ДПО), разработкой медико-социальных программ.

Фонд «Наше будущее» в свое время поддержал, предоставив финансирование Светлане Миклашевич, что помогло еще лучше выстроить обслуживание маломобильных граждан Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но для государства, по словам Светланы, деятельность ее компании воспринимается исключительно как коммерческий проект, нацеленный на извлечение прибыли без учета социального контекста деятельности.

Нельзя сказать, что магазины сети «Линия комфорта» убыточны, но, как и любое направление социального предпринимательства, работа таких магазинов сопряжена с весьма специфической проблематикой, которая не видна и не понятна для контролирующих органов. Никаких поблажек для этой сети нет, даже коммунальные платежи и арендная плата выставляются как для обычной коммерческой организации.

Так что скорее всего, социальное предпринимательство – это призвание, нежели бизнес. Но успешность социального предпринимателя всегда связана с его активной жизненной позицией.

Пожелаем удачи Миклашевич Светлане и ее сети магазинов «Линия комфорта» и Фонду «Наше будущее». С деятельностью таких организаций обычные граждане обычно и связывают свои надежды и именно их ищут для решения своих вопросов.


Материалы по теме
Первая полоса
Лучшее на AlphaBeauty